«Не делай ни вздоха без молитвы» Преподобный Иосиф Исихаст о молитве

Преподобный Иосиф Исихаст (Коттис, 02.11.1897–15.08.1959) – практически наш современник, величайший подвижник, человек, без преувеличения, вдохнувший жизнь в Святую Гору. Учениками преподобного основано множество монастырей, как на самом Афоне, так и за его пределами.

Само прозвище Исихаст (от греч. ἡσυχία – молчание, безмолвие) свидетельствует, что главным в его жизни была молитва, «умное делание».

Безусловно, избранные высказывания являются лишь тенью глубочайшего молитвенного опыта преподобного, но они способны напомнить о важности молитвы – этого дыхания души, о необходимости внимания, постоянства, терпения в молитвенном делании.

Хотя преподобный Паисий Святогорец справедливо заметил, что «тот, кто говорит или пишет о святых отцах, но при этом сам не очистился от страстей, похож на жестяную банку, в которой хранится мёд, но пахнет от неё керосином», будем обращаться к драгоценному опыту угодников Божиих, чтобы нам освятиться и получить их благословение.

Не стоит забывать, что говорить о молитве и молиться – принципиально разные вещи. В наше время, пронизанное духом апостасии и наполненное эсхатологическими ожиданиями, именно молитва может стать спасательным кругом, который не позволит утонуть в житейском водовороте.

Иногда кажется, что Бог слышит молитвы только святых, но преподобный Силуан Афонский писал, что «и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».

О значении молитвы

И как умирает человек, если прекратится дыхание, так умирает и душа без непрестанной и всегдашней молитвы.

Молитва помогает всем, но каждый должен по силе подвизаться, а Бог, в соответствии с пpоизволением человека, подает Свою благодать.

Молитва – это единственное средство, которое содействует очищению разума, и без нее мы не можем жить духовно.

Молитва является единственным умилостивлением и небесной птицей, которая на крыльях своих может в мгновение ока доставить уму вести от Бога и Спасителя нашего, чтобы примирить обе стороны и соединить Бога Невещественного с человеком, скажем, ничтожным и вещественным.

Умная молитва совершается для того, чтобы пришла благодать.

Главная сила Иисусовой молитвы и вся вожделевательная сила души заключается в очищении сердца посредством умной молитвы.

Произноси постоянно молитву Иисусову, и Господь поможет тебе Своей благодатью. Искушения никогда не бывают сильнее благодати.

О внимании

Надо не только молиться, но и быть внимательным. Бдеть в помыслах, управлять ими с большим искусством. Иначе станут управлять тобой они. И в конце концов ты станешь посмешищем бесов.

Во всех же молитвах ум пусть следит и понимает то, о чем ты молишься и что ты говоришь. Ибо если ты не понимаешь, что говоришь, то как вы договоритесь с Богом, чтобы Он тебе даровал то, о чем ты просишь?

О терпении

Господь хочет терпения. Ждет, чтобы ты показал свою веру. Не только то будет молитвой, если кто-то говорит как попугай. Необходимо, чтобы он содействовал тому, о чем молится, и затем умел ждать.

Господь хочет терпения. Ждет, чтобы ты показал свою веру

Не переставай молиться так до последнего твоего издыхания, Бог же силен исполнить прошение твое. Ему слава, честь и поклонение вовеки.

Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя исполнение просьбы. Какую-то сокрытую страсть хочет исцелить в тебе Христос, и поэтому откладывает подачу просимого. Если же получишь ранее, когда ты просишь, страсть твоя остается неисцеленной.

Молитва совершается с трудом.

Молитва в миру, можно сказать, – труднейшее дело.

О смирении

Итак, когда приступаешь к исполнению долга своего, молитвы, приступи с великим смирением и сокрушенным сердцем, прося милости Божией, но не потому, что Он должен дать тебе благодать, а потому, что ты пребываешь в узах и просишь Его милостиво освободить тебя.

Когда они молятся Господу о чем-либо, то не просят этого с крайним смирением, но дерзко требуют, словно Бог перед ними в долгу за дела их. Не получая же ответа на свою молитву, такие сильно смущаются из-за неисполнения своих желаний, и уязвляет их тяжкая печаль.

Если же человек и обращает свой ум к молитве, то уже не может сказать: «Дай мне то-то и то-то», поскольку Господь подает ему более, нежели он сам мог бы просить. Но молитва его об одном: да будет святая воля Господня.

О препятствиях

Если ты говоришь, что согрешение твое маленькое – «ничего страшного!», тогда и молитва твоя маленькая не идет к Богу – ничего страшного! Если ты молишься и хочешь, чтобы маленькая твоя молитва была услышана, тогда знай, что и маленькие твои пpегpешения записываются, и они искажают твое маленькое добро.

Итак, всегда имей страх Божий. Имей любовь ко всем, и будь внимателен, чтобы не огорчить кого-нибудь чем-нибудь и не нанести кому-то вред, ибо во время молитвы скорбь твоего брата будет для тебя препятствием.

О помыслах

Прежде, чем искуситель успеет образовать помысл в твоем уме, ты разрушай его молитвой. Не оставляй его.

Когда происходит согласие с помыслами, которые сеет лукавый, тогда он сразу пресекает твое дерзновение в молитве.

Не позволяй входить помыслам, но борись с помощью молитвы.

Итак, если стремишься найти Его только через молитву, не делай ни вздоха без молитвы. Смотри только, не принимай представлений. Ибо Бог безвиден, непредставим, бесцветен: Он свеpхсовеpшенен.

О духовном чтении

Чтение просвещает ум и помогает в молитве.

О чистоте

Жизнь и молитва того, кто подвизается и хранит свое тело чистым и свой ум – не оскверненным нечистыми помыслами, как благоуханный фимиам, восходит к небесам.

О прелести

И, наконец, распространена одна темная идея искусителя-диавола: если человек читает молитву Иисусову, все боятся, что он впадет в прелесть, хотя как раз то, что они говорят, и есть прелесть.

Сердечная молитва не боится прелести.

О плаче

Молитва с болью рождает плач.

И когда ты плачешь со жгучей болью в душе, ибо согрешил, ибо опечалил Бога, вместе с плачем тебя осеняют утешение и отрада. И тогда открывается дверь молитвы.

О страхованиях

Иногда враг устрашает подвижника, когда тот собирается молиться или заниматься иным духовным деланием, через его органы чувств, с помощью ударов, землетрясений и другого подобного, хотя явления эти не истинны, поскольку их ощущает лишь сам подвижник, те же, кто находится рядом с ним, не слышат и не видят ничего.

О немногословии

Итак, поэтому я закрываю дверь и по крайней мере сам получаю пользу от молитвы и безмолвия. Поскольку молитву обо всех Бог всегда слышит, тогда как от празднословия всегда отвращается, даже если кажется, что оно духовное.

Когда вы говорите, творите умную молитву, чтобы ваши слова облекались силой свыше

Что бы они ни говорили, вы должны быть умеренными в словах. И когда вы говорите, творите умную молитву, чтобы ваши слова облекались силой свыше.

Не приучайся много говорить; лучше – немного, а молчание – богатство души. Если приучишься много говорить, и молитву Иисусову вскоре потеряешь, и душу свою сильно утомишь, и многим другим, несомненно, навредишь. Ибо во многословии «не избежиши греха» (Притч. 10, 19).

Преподобный Иосиф Исихаст
Подготовила Юлия Балаянц

Источник: Православие.Ru