Соборное слово XXVII Всемирного русского народного собора «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг»

15 декабря 2025 года в Москве состоялось расширенное заседание Бюро Президиума МОО «Всемирный русский народный собор», в ходе которого было утверждено итоговое Соборное слово форума. Ранее его огласил заместитель главы ВРНС, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий на пленарном заседании XXVII Всемирного русского народного собора «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг» (Москва, 18-19 ноября 2025 г.).

В год, ознаменованный 80-летием Победы в Великой Отечественной войне, храня уважительную память о почивших героях прошлого и настоящего, преклоняясь перед героями, оставшимися в живых, Всемирный русский народный собор, посвященный теме «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг», обращает свое соборное слово к согражданам и соотечественникам.

Россия, милостью Божией и самоотверженным трудом многих поколений своих сынов и дочерей развившаяся в государство-цивилизацию, на протяжении многих веков неоднократно отстаивала, в том числе, в битвах и в войнах не только свое существование, но и возможность сохранять самобытную духовную жизнь народа и его уникальную культуру.

Отстаивала в победах святого благоверного князя Александра Невского над западными захватчиками, желавшими принести русскому народу иноземное владычество и чуждую веру.

Отстаивала в победе на Куликовом поле над Мамаем, в победном стоянии на Угре над Ахматом, в победе в битве при Молодях над Девлет-Гиреем — этих деяниях воинской славы ради освобождения России от ордынского порабощения.

Отстаивала в битвах по освобождению Москвы и иных городов русских от мятежников и западных интервентов в Смутное время, а спустя два века — от наполеоновского «нашествия галлов и с ними двадесяти язык» [то есть французов и двадцати народов], пришедших с Запада, уже тогда стремительно отпадавшего в безбожие.

Отстаивала в славных подвигах русских воинов в годы Первой мировой войны, победа в которой была, к сожалению, украдена у нашего народа, что не умаляет деяния героев этой войны.

Отстаивала в Великую Отечественную войну против тех, кто в соответствии с их внутренним содержанием и намерениями был назван «темной силой» и «проклятой ордой». Нападение более 80 лет назад национал-социалистической Германии на наше Отечество преследовало цели не только военные или политические. Целью нацистов был геноцид русского народа и других народностей, населяющих нашу страну. Великий подвиг воинства и народа нашего Отечества спас нас от истребления и даровал всему миру Победу, уроки и плоды которой являются достоянием человечества по сей день.

***

«Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства; а русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-эпическое и спокойное восприятие смерти — и на одре болезни, и в сражении» (И.А. Ильин).

Краеугольным камнем всех побед нашего Отечества на протяжении веков его истории является религиозный выбор, сделанный более 1000 лет тому назад нашим народом, — выбор верности Господу Иисусу Христу и Его Церкви. Впоследствии к русскому православному народу присоединились другие народности, в том числе исповедующие другие религии, однако Православие оставалось и остается неотъемлемым стержнем цивилизации России и основой духовных качеств ее многосоставного народа.

Безбожная власть попыталась уничтожить наши духовные основы, подвергнуть поруганию наши святыни. Однако вопреки этим богоборческим стремлениям в народе сохранялась — хотя бы даже подсознательно, а нередко и вполне осознанно — вера во Христа и верность духовным идеалам, сформировавшимся веками. В том числе сохранялся дух жертвенности.

Готовность отдать жизнь «за други своя» легла в годы Великой Отечественной войны в основу как героизма на поле брани, так и повседневного самоотверженного труда в тылу. Сознавая это, лидеры советского государства обратились к этим идеалам в начале Великой Отечественной войны и допустили частичное возрождение церковной жизни.

Возвращение религии в жизнь людей стало несомненно одним из факторов объединения народа, а значит послужило и достижению Победы.

Сохранение этого фактора в последующие годы, широкое возвращение и распространение полноценной духовной жизни могло бы послужить укреплению нашего Отечества, его восстановлению и дальнейшей мирной жизни.

Но этого не произошло. Начался возврат к богоборчеству. С 1948 года вновь стали закрываться храмы и монастыри, возобновились аресты видных священнослужителей. В последующие годы бюрократический контроль со стороны института уполномоченных по делам религий и общая государственная политика последовательно вытесняли веру в область исключительно личной жизни людей с фактическим запретом на какие-либо ее общественные проявления.

В 1990-е свобода вероисповедания была восстановлена, и это дало начало духовному возрождению России. К сожалению, в тот же период получили широкое распространение чуждые для нашей цивилизации мировоззренческие постулаты, основанные на сей раз на либеральных теориях, прямо противоположные свойственным России духовно-нравственным началам. Возрождение в народном сознании традиционной духовности размывалось в средствах массовой информации, в учреждениях образования и культуры мнимым плюрализмом, а на самом деле — навязыванием иных ценностей. Этот подход, среди прочего, предполагал, хоть и в новом изводе, уже знакомый нашему народу со времен богоборчества принцип, согласно которому религиозность, тем более православная религиозность, может быть лишь частным делом, а её проявлениям не должно быть места в общественном пространстве.

Ситуация стала постепенно меняться в новом тысячелетии. В 2010-е годы были приняты решения, касающиеся духовного окормления воинов и преподавания основных знаний о религии в школах. 2020-е годы были ознаменованы важными изменениями правового характера: в Конституцию России было внесено упоминание о вере в Бога; были приняты документы, утверждающие духовно-нравственные ценности. В 2025 году законодатели прямо выступили против попыток намеренно исключать изображение Креста Господня в общественном пространстве. Это решение можно назвать символическим рубежом в преодолении попыток оставить веру на обочине общественной жизни. Ярким свидетельством народа о том, что вера не является исключительно личным делом людей, стал осенью 2025 года Общемосковский крестный ход, собравший десятки тысяч москвичей, а также многочисленные крестные ходы в ряде городов России.

Однако намерения сторонников секуляристских идей не ослабевают. Например, при экспертном обсуждении духовно-нравственных ценностей России нередко формулируется их якобы религиозно нейтральная интерпретация и игнорируется их многовековой религиозный фундамент. Рассуждения о многоконфессиональном характере России часто подразумевают, что ее общественная жизнь должна быть безрелигиозной. Ярким символическим тому примером стала настойчивая попытка устранить изображение исторических православных храмов с предполагающихся к выпуску в обращение денежных банкнот.

В этих условиях требует дальнейших усилий сохранение и укрепление традиционных для нашей страны духовных ценностей, и в первую очередь основополагающей для России и ее истории православной веры. Попытки нивелировать этот важнейший фактор благополучия и побед нашего Отечества несет в себе опасный потенциал ослабления межрелигиозного мира и согласия.

***

Еще одним основанием Победы в Великой Отечественной войне, неотрывным от духовного начала, стало обращение к чувству любви к Отечеству через апелляцию к исторической идентичности России, к ее русским цивилизационным основам.

Длительное время после революции 1917 года история России излагалась в официальной историографии лишь в темных тонах, описывалась как реакционное прошлое. Русский народ клеймился как носитель «великодержавного шовинизма». В противопоставление идеи единства вокруг великорусского народа закладывались основы самых разных сепаратистских движений, которые уже в наши дни применительно к формированию Украинской ССР Президент России В.В. Путин метко охарактеризует как создание «Украины имени Владимира Ильича Ленина».

Тем не менее в середине 1930-х годов руководство СССР, предчувствуя неизбежность внешних войн, осознало необходимость обратиться к русской цивилизационной идентичности нашего Отечества. Стали появляться кинематографические и литературные произведения, прославлявшие исторических героев: святого Александра Невского, Ивана Сусанина, Козьму Минина и князя Дмитрия Пожарского. В историографии произошел умеренный поворот в сторону более объективного исследования русской истории. В этот период и особенно с началом Великой Отечественной войны в государственном дискурсе утверждается восприятие русского народа как формирующей исторической силы, сплотившей народы СССР в единое государство.

Таким образом еще одним фактором Победы стало обращение к цивилизационной идентичности нашего Отечества, сочетавшей признание русского народа как государствообразующего и руководящего для других народностей СССР со свойственным еще Российской Империи бережным отношением к особенностям этих народностей.

Тем не менее после Великой Отечественной войны систематическое следование ленинской национальной политике и настойчивая попытка создания искусственной «новой исторической общности» привели к утрате упомянутого фактора и к цивилизационному вакууму, с которым страна пришла к эпохе ее развала в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Первая половина новейшей истории России стала временем цивилизационного нигилизма, поскольку в 1990-е годы руководство страны не только не ставило перед собой задачу укрепления идентичности России, но создавало симулякры, подавляющие национальное возрождение.

После переходного периода постепенного восстановления суверенной государственности в России последовал мощный патриотический заряд «Русской весны» 2014 года, а затем патриотический подъем 2022 года, обусловленный потребностью в восстановлении исторической справедливости и требованием защитить от гонений русских людей Донбасса и Новороссии, а также православных верующих малороссийских земель. В самых разных слоях общественного пространства активно стали обсуждаться принципы созидания национальной идентичности России.

Между тем, сегодня русский и другие коренные народы России сталкиваются с новой попыткой цивилизационного народозамещения под видом трудовой миграции людей, многие из которых не хотят и не будут принимать общественный строй, законы, ценности и культуры России. Эти люди приезжают со своими религиозными и клановыми предпочтениями, которые зачастую оказываются несовместимыми с нашим жизненным укладом и, более того, — яростно ему враждебными. Народ России сталкивается с новой формой глобализации, не менее опасной, чем исходящая с Запада, в виде агрессивного радикального исламизма приезжих, имеющего мало общего с традиционным вероисповеданием мусульманских народностей России. На этом и других обманчивых основаниях внешние враждебные силы пытаются вновь, как это было в 1990-х годах, разогреть антиисторические формы этносепаратизма внутри России, в ее современных границах.

В связи с этим категорическим императивом является возрождение и бережное хранение цивилизационной идентичности России, основанной на государствообразующей роли русского народа, на его традициях, культуре и языке, на единстве с ним других исторических народностей России. В этой идентичности — залог дальнейших побед и развития России.

***

Сегодня нацизм вновь поднимает голову в странах Западной Европы, англо­саксонского мира и среди их союзников. На словах дистанцируясь от нацизма XX века, политическое руководство этих стран — часто вопреки мнению их народов и подавляя это мнение пропагандой — придерживается новых форм нацизма.

Новый нацизм выражается в глобализме, когда вера, самобытность и свобода стран и народов приносятся в жертву тотальному доминированию отдельных государств, политических союзов, финансовых и промышленных корпораций, а также тоталитарных, экстремистских и радикальных идеологий.

Новый нацизм сегодня выражается и в человеконенавистнической идеологии, стремящейся переформатировать самого человека в рамках так называемого трансгуманизма и нравственного релятивизма, лишая его самой человечности, национальной и культурной идентичности, права иметь свое мнение, даже права именоваться мужчиной или женщиной.

Россия противостоит этим пагубным и противоречащим Божиему замыслу о человеке и человечестве стремлениям. По этой причине новый нацизм выражается и в русофобии, то есть ненависти к русскому народу, которая распространяется на этносы, выбравшие свой исторический и цивилизационный путь вместе с русским народом, разделившие его ценности и мировоззрение. Эта ненависть коренится и в многовековой ненависти к основе русской цивилизации — Православию. Эта ненависть сегодня проявляется в попытках ограничить, а в тех странах, где это возможно, — запретить и истребить русское Православие.

Русский народ и народы, соединившие с ним свою судьбу, сегодня отстаивают самобытность России и само ее право на свободное и благополучное существование в подвиге офицеров и солдат, военных и гражданских врачей и сестер милосердия, фронтовых священников, тружеников и волонтеров тыла, вновь вставших на физических и духовных рубежах Святой Руси. Честь им, хвала и глубокий поклон от всех верных людей России.

20 лет тому, в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, Всемирный русский народный собор, размышляя о непростых временах, переживаемых тогда Россией, напомнил в своем Соборном слове непреложную историческую истину: «Россия не раз доказывала свою способность подняться с колен и восстановить державную стать. Основой ее возрождения будет возврат к духовным истокам единения народа».

Продолжая эту мысль соборян 2005 года, мы ответственно утверждаем, что, как и в годы Великой Отечественной войны, основой будущего развития, благополучия и побед России, преодоления ею внутренних и внешних угроз, фундаментальным принципом ее единства являются утверждение и укрепление ее религиозной, духовной идентичности, основанной на Православии при взаимном уважении к другим традиционным религиям, а также утверждение и укрепление ее национальной цивилизационной идентичности, сочетающей признание главенствующего и объединяющего характера государствообразующего русского этноса, его ценностей, культуры, языка и жизненного уклада, с сохранением особенностей других этносов, соединивших свою историческую судьбу с русским народом и принявших его цивилизационные принципы.

Утверждение этих основополагающих принципов и следование им является непременным условием безопасности, развития и процветания нашего Отечества.

ВРНС/Патриархия.ru