По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима ректор Новосибирской православной духовной семинарии протоиерей Павел Кизюн принял участие в работе общецерковного круглого стола по совершенствованию иконописного образования.
16 декабря 2025 года в актовом зале Новгородского духовного училища, расположенного на территории Свято-Юрьева монастыря, под председательством митрополита Новгородского и Старорусского Льва состоялся общецерковный круглый стол на тему: «Пути совершенствования образовательного процесса по подготовке студентов иконописных программ духовных учебных заведений».
Мероприятие было организовано совместно Учебным комитетом Русской Православной Церкви, Новгородской епархией, Новгородским музеем-заповедником и Рабочей группой по регентскому и иконописному образованию.
В круглом столе приняли участие руководители иконописных отделений, методисты, преподаватели; всего более 25 представителей 13 духовных учебных заведений, реализующих программы подготовки иконописцев: Московской духовной академии и Санкт-Петербургской духовной академии, Воронежской духовной семинарии, Донской духовной семинарии, Казанской духовной семинарии, Краснодарской духовной семинарии, Калужского духовного училища, Новосибирской духовной семинарии, Пермской духовной семинарии, Саранской духовной семинарии, Смоленской духовной семинарии, Тобольской духовной семинарии, Межъепархиального центра подготовки церковных специалистов Курской Епархии Русской Православной Церкви. Почетным гостем встречи выступил генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Павлович Брюн.
Модератором дискуссии выступил декан иконописного факультета Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков).
Открывая работу круглого стола, митрополит Лев в приветственном слове обратился ко всем участникам. Владыка отметил, что в стенах Свято-Юрьева монастыря, где проходила встреча, в 1990-е годы действовала иконописная школа и подчеркнул, что иконописание — это особый труд, требующий от человека соответствующего духовного настроя. «Когда молящийся смотрит на икону, это всегда трогает его, и люди через образ приближаются в молитве к первообразу, — отметил архипастырь. — Поэтому дело иконописания всегда следует начинать с молитвы».
Владыка Лев привел в пример список Тихвинской иконы Божией Матери в Софийском соборе, являющийся удивительно точной копией. Он рассказал, как при исследовании этой иконы с помощью современных технологий, в том числе МРТ, открылась удивительной красоты работа древних мастеров. «Когда стоишь перед древними иконами, они смотрят живым взором на молящегося. Господь открывает людям первообраз, когда взираем на икону с молитвенным настроением».
Ключевой темой обсуждения стала роль и место копийной практики в образовательном процессе будущих иконописцев. Сергей Павлович Брюн представил обзор уникальных фондов Новгородского музея-заповедника и рассказал об уже выработанном алгоритме взаимодействия с духовными школами для организации работы студентов с подлинными памятниками древнерусской живописи.
Представители иконописных школ поделились ценным практическим опытом проведения таких занятий на базе новгородских музеев. С докладами выступили декан иконописного факультета Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков), методист МДА Людмила Александровна Гадалова, и доцент СПбДА Дмитрий Геннадьевич Мироненко, который также зачитал приветствие от председателя Рабочей группы, проректора СПбДА Елены Михайловны Гундяевой.
Участники встречи отметили высокую эффективность сложившегося сотрудничества между Церковью и музейным сообществом. Были намечены дальнейшие пути совершенствования образовательных программ, направленные на глубокое изучение студентами-иконописцами великого наследия новгородской художественной традиции.
На базе Новгородской епархии будет создана Общецерковная площадка по копийной практике для студентов иконописных программ духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В 2026 году двухнедельные стажировки смогут пройти более 60 человек. Участники Общецерковного круглого стола обсудили вопросы повышения качества иконописного образования, методики организации копийной практики, посетили Новгородский музей-заповедник, памятники архитектуры и иконописи.
