Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя

28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником Входа Господня в Иерусалим!

Церковные праздники, связанные с именем Господа и Спасителя, не имеют в своей основе реальные торжества во времена Его земной жизни. События, нами празднуемые, почти всегда происходили в тишине, иногда в скорбях, а если и во славе, как Преображение на Фаворе, то ведь и оно не сопровождались народным празднованием — народ оставался в стороне от всего связанного с торжеством Спасителя. И только одно событие из Его земной жизни стало праздником для народа — то самое, которое мы сегодня отмечаем, Его торжественный вход в Иерусалим.

Произошло это потому, что народ был поражен чудом, которое совершил Спаситель. Он воскресил из мертвых человека, который почти четверо суток находился во гробе, то есть в погребальной пещере. Когда Господь приказал отодвинуть камень от гроба, стоящие сказали: «Не надо, уже четвертый день во гробе, будет смрад». Но мы знаем, что этот человек, уже подверженный тлению, вышел из гроба живым. Что могло еще больше потрясти сознание людей? Ничего! Конечно, именно с Тем, Кто мог из мертвых призвать к жизни, и связывалась надежда тогдашних жителей Иерусалима на то, что этот Человек, наверное, и есть Мессия. Ну а кто же еще? Кто может воскресить покойника смердящего? И потому пошел навстречу Спасителю народ, и, как сказано в Евангелии, срезали ветви пальм, бросали под ноги, постилали свои одежды — то есть встречали как триумфатора, возвращавшегося после боевой победы. Но триумфаторы въезжали на белом коне, на пурпурной попоне, с оружием и золотом; каждый стремился показать, что он и есть герой, победитель, избавитель народа. А Господь хотел явить совершенно другой образ спасителя, того, кто реально избавляет мир, добиваясь не военных побед, но самой важной победы — над грехом, над бедой человеческой, над несчастьями, скорбями, болезнями и всем тем, что грех внес в человеческую природу. Господь входит в Иерусалим, несмотря на то что Его приветствуют как триумфатора, как простой паломник — не на белом коне, а на ослике, одним Своим видом показывая, что не такое поклонение нужно Ему, не такое поклонение нужно Богу.

И мы знаем, что Господь Иисус Христос, торжественно встреченный как чудотворец, как Тот, кто совершил такое, что никогда никто из людей не совершал, совсем скоро потерял не только почитание, но даже уважение со стороны иерусалимлян, и в первую очередь со стороны духовных вождей народа израильского. А произошло это потому, что Господь явил иной образ Мессии, от которого Израиль уже не мог ожидать никаких благ — ни избавления от римлян, ни господства над другими, ни богатства, ни самого, может быть, главного — освобождения Иерусалима. Оказалось, что вход в Иерусалим не был знаком того, что Господь отвечает на земные, политические чаяния израильтян, — это была совершенно иная миссия и иное слово людям.

Однако именно это событие — вхождение Спасителя на ослике в Иерусалим — мы так торжественно вспоминаем в преддверии праздника Святой Пасхи, потому что знаем, что затем произошло. Мы знаем о страданиях и смерти Спасителя, мы знаем о Его воскресении из мертвых, мы знаем о нисхождении Святого Духа на апостолов, а через них — на всю Церковь. А если бы не было тех событий, то неизвестно, существовал бы мир или нет, потому что христианское слово преобразило и политическое мышление, и философию жизни, и многое другое, что было положено в основу и межличностных, и международных отношений.

К сожалению, не все то, чему учил Господь и чему продолжает учить, повторяя Его слова, Святая Церковь, принимается современными людьми. Точно так же, как и в то время не все жители Иерусалима приняли Господа: кто-то принял, а кто-то нет; кто-то за Христом пошел ко кресту, а кто-то кричал «распни». Господь оставляет человеку свободу выбора, и если мы следуем Ему, то достигаем самой высокой цели жизни. Прежде всего мы обретаем духовный, интеллектуальный смысл жизни, ведь если нет жизни вечной, то и земная жизнь лишается смысла. Иногда мы спрашиваем неверующих людей: «Вот, вы умрете, — а в чем смысл вашей жизни?» Обычно говорят: «В детях, в будущем». Странный ответ. А кто знает, что будет с детьми, какими они будут? Кто знает, каким будет будущее? Но ты-то прожил, не сделав ничего для этого будущего, если ты жил без Бога! Все, что ты сделал, имело смысл и значение для сегодняшнего дня или для ближайших дней и лет человеческой истории; но с окончанием физической жизни, с наступлением смерти весь этот смысл нашего бытия здесь теряется — если мы отвергаем Бога и если мы отвергаем вечность.

Вот почему невозможно исторгнуть веру из сердец и умов людей. С верой христианской боролись римские императоры-язычники, а затем многие другие политики, в том числе и в нашем недавнем прошлом, когда поставлена была в нашей стране ужасная цель — построить рай без Бога, общество справедливости, достатка, благополучия без Бога, а значит, без духовной составляющей, которая только и способна подвигнуть человека на подлинный подвиг.

Поэтому сегодняшний праздник, мои дорогие, вводит нас в воспоминания о страданиях Спасителя и одновременно помогает многое понять. Он помогает понять, в чем смысл нашей жизни, каково наше целеполагание, зачем мы живем, зачем мы должны в вере воспитывать наших детей, почему мы должны любить друг друга, Родину, народ наш. Все это открывается в той великой мудрости, открытой нам Господом, смиренный вход Которого в Иерусалим мы сегодня празднуем. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси